тесты
советы психолога

Звонок работодателю: Ваши вопросы:
Чем занимается ваша фирма? Конечно, это очень важный вопрос, но начинать с него телефонный разговор не стоит, да еще в строгом тоне. Некоторые соискатели начинают с вопроса о зарплате. Затем следуют вопросы о режиме работы и местонахождении. Вот что думает по этому поводу работодатель крупного торгового дома: "Если человек начинает с зарплаты, я сразу прощаюсь и кладу трубку. Зачем тратить на него время, оно так дорого. А толку от такого работника все равно не будет. Примешь его - намучаешься, о работе он думать не умеет, будет только интересоваться зарплатой и "заведет" весь коллектив".

Если Вы хотите произвести благоприятное впечатление на своего телефонного собеседника, начинайте с того, что волнует его, а не вас. А его волнует, как вы будете работать, сможете ли успешно справляться со своими обязанностями. Поэтому начинайте с вопросов о своих будущих должностных обязанностях и предъявляемых к работе и работнику требованиях. Не торопитесь делать выводы, особенно если круг обязанностей не вполне соответствует заявленной должности. Во время разговора может выясниться, что обязанности менеджера этой фирмы больше похожи на работу страхового или рекламного агента, секретарь вдруг оказывается кассиром или продавцом и т.д. и т.п. Подождите прощаться и тем более убеждать работодателя, насколько он не прав. Дослушайте до конца, чтобы обдумать все в спокойной обстановке. Возможно, после окончания разговора это место покажется вам достаточно привлекательным из-за зарплаты, приобретения нового профессионального опыта, карьерной перспективы или явной заинтересованности в вас работодателя.
Постарайтесь также не озадачивать своего собеседника вопросами, связанными с оценкой ваших профессиональных навыков и умений. Например: "Я закончил двухгодичные курсы английского языка. Как вы думаете, этого достаточно для работы в указанной должности?". Ваши знания зависят не от продолжительности обучения, а от ваших способностей и желания выучить английский язык, так что уровень своих знаний на данном этапе вам придется оценивать самостоятельно. Кандидатам на должности со свободным знанием английского или другого иностранного языка следует быть готовыми к тому, что телефонный разговор с первого до последнего слова может быть проведен на иностранном языке.
Если вы не уверены в уровне своих знаний, постарайтесь этого не демонстрировать, лучше поинтересоваться характером работы, связанной, например, со знанием языка: будет это синхронный перевод, ведение переговоров с инопартнером, деловая переписка или достаточно ответить по телефону, что шефа нет на месте.
Затем можно попросить сказать несколько слов об организации. Делать это нужно осторожно и ненавязчиво. Продолжительностью работы на рынке, наличием лицензии на оказываемые услуги и т.п. лучше интересоваться во время личного собеседования, а пока - ограничиться общей информацией о сфере деятельности, уровне предлагаемых товаров и услуг. Постарайтесь не акцентировать свой интерес на бизнесе фирмы. Вас должно устроить все, что вам сочтут нужным сообщить.

После такой достаточно серьезной подготовки можно переходить к вопросу о предлагаемой зарплате. "Не могли бы вы сообщить размер заработной платы, хотя бы примерно?". Вместо ответа вы можете услышать встречный вопрос: "А на какую зарплату вы претендуете?". Так что заранее определите приемлемую для себя сумму или предложите подробно обсудить этот вопрос во время личного собеседования, что значительно удобнее и для вас, и для работодателя. Стоит ли задавать этот вопрос по телефону, лучше решать в зависимости от того, как складывается разговор. Многие психологи и специалисты по технологии трудоустройства считают, что человек, который не интересуется материальным вознаграждением за свой труд, имеет низкий профессиональный уровень, не уверен в себе и своих профессиональных навыках, плохо ориентирован в сфере своей деятельности.

И последний ваш вопрос: "Каким образом можно обсудить все это подробнее?", т.е. просьба назначить вам время личного собеседования. Не забудьте выяснить адрес и проезд. Иногда объяснения проезда настолько запутанны и нелепы (в качестве ориентира выступают строительные заборы, импровизированные рынки и торговые киоски, которых в Москве предостаточно), что, выйдя из метро или автомобиля, вы просто теряетесь, а расспрашивать прохожих удобнее, называя улицу и номер дома. Повторите дату и время назначенного собеседования, уточните день недели (занятые люди плохо соотносят даты и дни недели) и поблагодарите собеседника.
Так или примерно так будет выглядеть ваш телефонный разго­вор по поводу трудоустройства.
Кратко запишите все, что вы должны выяснить по телефону, но это вовсе не значит, что все свои вопросы вы сумеете задать. Часть из них работодатель осветит в беседе с вами и без дополнительного напоминания, часть, возможно, отпадут сами собой, если вы поймете, что работа вам не подходит или вы не подходите для нее. Помните одно: если вы не успели что-то выяснить, перезванивать и уточнять не рекомендуется. Это наводит работодателя на мысль о вашей неорганизованности, плохой памяти и незнании деловой этики, что нежелательно для любой профессии и любой должности.
Краткие заметки на листе бумаги не займут у вас много времени, но позволят избежать многочисленных ошибок и недоразумений в процессе общения, а также дадут возможность выглядеть хорошо организованным, компетентным и уверенным в себе человеком и специалистом.

Главное правило переговоров по телефону: ТЕЛЕФОН НАХОДИТСЯ СЛЕВА, РУЧКА И БУМАГА ДЛЯ ЗАПИСИ СПРАВА

Начнем с того, что к телефону вы садитесь полностью готовыми для личного собеседования. Разговор иногда заканчивается предложением подъехать через час-полтора. Учитывая продолжительность поездки, времени на "боевую раскраску" у женщин и манипуляции с галстуком у мужчин практически не остается. Одеваться на собеседование следует в соответствии с должностью, на которую вы претендуете.
Затем займитесь организацией своего временного рабочего места. Справа от телефона положите газету,отметьте заинтересовавшее вас объявление цветным фломастером или маркером, чтобы потом не шарить глазами по газетной странице в поисках номера, который вы начали набирать. Под рукой также должны находиться ваше резюме, календарь или ежедневник, листок с предварительными прогнозами ваших ответов и вопросов собеседника, пара ручек и карандаш. Реплика: "Подождите, у меня закончилась паста, я найду другую ручку", - в телефонном разговоре исключена. Ждать у телефона не любит никто, а деловые люди - особенно.
Посторонние звуки во время беседы могут навести работодателя на мысль, что вы не так уж и заинтересованы в получении рабочего места, если отвлекаетесь на всякие мелочи.
Звонить в коммерческие организации по поводу работы лучше с 10.30 до 13.00 и с 15.00 до 17.00 -17.30 в начале недели (большинство изданий о рынке труда выходят именно в начале недели). Безусловно, вы должны быть уверены в успехе своего начинания. Постарайтесь настроиться решительно и по-деловому. Улыбнитесь прежде чем начать разговор - в голосе появятся доброжелательность и оптимизм. Постарайтесь сохранить это настроение даже при самом неблагоприятном для вас ответе: "Это место уже занято". Извинитесь за беспокойство, поблагодарите и попрощайтесь. Иногда вы не успеваете повесить трубку, как сраженный вашей вежливостью работодатель просит оставить контактный телефон "на всякий случай".
При телефонном звонке трубку поднимают левой рукой, набор и последующую запись ведут правой (правши). Ответа ждут до пяти гудков. Если никто не поднимает трубку, лучше не тратить время и перезвонить позже.
Если вам ответили, не торопитесь выяснять, свободно ли это место, или сразу задавать вопросы. Начните с приветствия, сообщите, на какую должность вы претендуете и откуда получили информацию о вакансии (название газеты, дату и номер выпуска). Если рядом с вакансией кадровое агентство указывает шифр, необходимо сообщить и его. В завершение поинтересуйтесь, с кем можно поговорить по этому вопросу.
Если вам назвали имя и должность, сразу же запишите информацию, иначе в процессе разговора вы все забудете. Переспрашивать многие не решаются, а это может привести к неловкой ситуации. Ведь вам придется как-то обращаться к своему собеседнику. К сожалению, некоторые соискатели с успехом обходятся и без обращения, забывая фразу Дейла Карнеги о том, что "самый сладкий звук для человека - звук его собственного имени".
После обмена представлениями опытные кадровые менеджеры берут инициативу в свои руки и задают интересующие их вопросы или заполняют анкету. По окончании такого собеседования, которое иногда проходит в довольно быстром темпе и чем-то напоминает допрос, можно попросить разрешения задать свои вопросы. Получив информацию (исчерпывающую или не очень), не торопитесь делать свои выводы сразу, а главное - сообщать их работодателю. Оставьте вопрос открытым - вы всегда сможете уклониться от личного собеседования, сославшись на более привлекательное предложение или уже состоявшееся трудоустройство.
По окончании разговора зафиксируйте всю полученную информацию. Можно отметить вопросы, представляющие для вас трудность, и попытаться продумать наиболее удачные ответы на них. Запишите дату, время, результат и свое впечатление от телефонного звонка. Например: "Обещали перезвонить в течение недели. Проявили явную заинтересованность". Можно сделать пометки прямо на газетной странице возле объявления, а можно записать информацию на отдельном листе, вырезав и наклеив сверху объявление о вакансии. Тем, кто ведет активный поиск работы, такое досье поможет правильно сориентироваться в своих телефонных звонках и сэкономит силы и время.
Если вы получили отказ, не огорчайтесь. Опыт в ведении телефонных переговоров с работодателем нарабатывается не сразу. Это тот случай, когда количество неизбежно переходит в качество - чем больше телефонных звонков вы делаете, тем меньше ошибок допускаете. В результате оттачиваются фразы, дорабатывается резюме и появляется уверенность, что работу вы обязательно найдете.

По материалам газеты "Работа и зарплата